Нравственные идеалы: как найти компромисс с реальностью?

Нравственные идеалы: как найти компромисс с реальностью

Многие из нас, наверное, задумывались над вопросом: «Что делать, если мои идеалы, установки, принципы, идут в разрез с теми, что пропагандируются в современном обществе?» Изменить принципам или подстроиться? А может вообще отгородиться от всего и закрыться в своей ракушке?» Для начала разберемся, что же из себя представляют эти идеалы, которые контрастируют с установками, сложившимися в обществе, и откуда растут их корни.

Чаще всего некая установка на нравственные идеалы задается еще в детстве и задается родителями, когда они используют в качестве основного средства воспитания чувство вины. Именно так появляются совестливые дети, которых родители считают настоящим подарком. Однако для того, чтобы выжить в обществе, совесть оказывается совершенно не нужна ребенку. Для этого необходимо знать лишь те законы и правила, которые действуют в обществе, при этом чувство вины сюда никак не вписывается.

Что нужно осознать, воспитывая в ребенке совесть?

Нравственные идеалы: как найти компромисс с реальностью

В то же время родители, воспитывая в ребенке совесть до конца не могут осознать, для чего нужны все эти социальные законы, как они работают, поэтому не находят ничего лучшего как перенести на подрастающего человека свои собственные неправильные установки и психологические конфликты, запуская в действие тем самым механизм замедленного действия. Ребенок, еще не столкнувшись с реальным миром, все впитывает как губка, считая, что так и надо себя вести, как ему говорят родители. Но вот он вступает в мир других детей и начинает понимать, что не все также «хорошо воспитаны», как он. Поскольку конфликт этих установок с окружающей действительностью неизбежен, ребенок, находит следующий выход: он начинает себя превозносить и гордиться своими высокими нравственными идеалами, которых нет у остальных ребят. Он внутри себя проговаривает: «Я не такой, как все!» Следовательно, «Я лучше». Его совестливость теперь оценивается им как неоспоримое достоинство.

Конечно, воспитать подобным образом можно не всех детей. Необходимо, чтобы сошлись два фактора: это прирожденная склонность к рефлексированию (то есть интроверсия) и те жизненные обстоятельства, которые негативно сказываются на уверенности ребенка в себе. Неуверенность в себе поражает зависимость от чужого мнения и стремление из всех сил быть хорошим для родителей, воспитателей, учителей и т. п.

Но воспитанный подобным образом ребенок рано или поздно сталкивается с жестокой действительностью, где действуют совершенно иные законы. Это мир сильных, а не хороших. Для того чтобы быть успешным в обществе более востребованными становятся такие качества, как наглость, беспринципность, жестокость, а не интеллигентность и совестливость. То есть, чтобы добиться чего-то в жизни, просто необходимо быть «плохим». Но даже если «хорошему ребенку» будет грозить смертельная опасность, он не сможет стать таким, каким хочет видеть его социум.

Нраственные идеалы взрослого человека

Нравственные идеалы: как найти компромисс с реальностью

Чем больше проходит времени, тем конфликт становится все более острым. Взрослый человек, имеющий какие-то нравственные принципы, начинает противостоять всему миру. И в этом противостоянии он решается: либо уйти в скрытую оппозицию к миру либо изменить его. Однако если перед нами яркий интроверт, то он скорее не выберет ни первое, ни второе, а просто предпочтет ничего не делать. Обычные люди называют таких одиночек чудаками и неудачниками, которые вынуждены доживать свой век на обочине жизни. Они смиряются с неприемлемыми для них законами и упиваются своей обидой и разочарованием. Именно из таких личностей и выходят мыслители печального образа.

Но почему все это происходит? Что продолжает катить по рельсам нашей души этот разрушительный локомотив? Мы уже отмечала, что свою «хорошесть» ребенок начинает оценивать как достоинство, выделяющее его из числа других, «недостойных». Но вместо того чтобы прозреть, ребенок все больше укрепляется в своих заблуждениях, поддаваясь влиянию родителей, которые всячески стараются убедить его в том, что «хорошесть» — это и есть самое ценное, за нее его и будут любить. Если ребенок в детстве недополучил родительской любви, то он изо всех сил будет стараться заслужить ее своим «хорошим» поведением.

И далее достаточно под такую стратегию подвести любое объяснение, чтобы уже больше никогда от нее не отступаться. Ребенок начинает взращивать в себе гордыню, чувство своей исключительности и высокомерие. Проще говоря, он начинает ассоциировать себя со своей «хорошестью», становясь ее образчиком и в этом находя душевное успокоение. Кажется, что ситуация безвыходная. Однако выход совсем рядом – просто нужно отказаться от навязанных идеалов. Ведь всякий идеал – это лишь построение нашего ума, которое очень далеко от действительности. В некоторых случаях это туманная дымка, в других бетонная стена.

Как человеку найти компромисс с реальностью?

Чтобы найти компромисс с реальностью, необходимо внимательнее на нее посмотреть. Нужно забыть о тех установках, которые диктуют нам, что есть правильно, а что нет. Нужно перестать критично относиться к людям и принять их такими, какие они есть. Увидеть мир во всех его красках, где, помимо черного и белого, есть еще и другие цвета. Нет никакого смысла в стремлениях поменять мир и научить его жить по своим идеалам. Просто живите своей жизнью, и позвольте это же другим людям.

Сохранить свою индивидуальность можно и не устраивая войны со всем и вся. Нужно только понять одну простую вещь, что все правила и законы в обществе условны и установлены по договоренности. Весь наш социум – это игра. Если играть в игру по правилам, осознавая это, то можно жить спокойно и счастливо. Проблемы возникают тогда, когда человек начинает в эту игру искренне верить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Философия счастья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: